Через детальный анализ глубинных интервью с аспирантами ЮФУ учёные выявили, что будущим Ломоносовым и Менделеевым мешает совершать открытия хронический недосып, тревожность и финансовое напряжение.
Полученные инсайты стали основой для масштабного всероссийского опроса, охватившего уже 2395 аспирантов.
Недостаток научных кадров в России — давно известная статистика: согласно исследованию Высшей школы экономики лишь около 11% аспирантов завершают обучение с учёной степенью.
В вузах исследовательского типа, например, в Южном федеральном университете ситуация лучше. Из выпуска 2025 года – 36 % аспирантов защитили кандидатские диссертации: из них 30,2 % — в период аспирантской подготовки, ещё 5,7 % — в течение года.
За сухими цифрами, обозначающими количество тех, кто не дошёл до защиты, скрываются личные истории, мотивы и барьеры.
Заведующая кафедрой управления человеческими ресурсами Экономического факультета ЮФУ Людмила Скачкова и доцент той же кафедры, руководитель гранта Российского научного фонда № 24-78-00125 «Влияет ли счастье на академическую карьеру молодых специалистов?» Ольга Герасимова решили подойти к проблеме с качественной стороны. Их цель — не просто подсчитать, а понять: что препятствует перспективным исследователям строить профессиональную карьеру в науке.
«Мы пошли от частного к общему. Чтобы увидеть полную картину, нужно сначала внимательно выслушать самих аспирантов, понять их язык, их боль, их надежды. Для этого мы использовали метод полуструктурированных глубинных интервью. Это не анкетирование, а долгий, доверительный разговор продолжительностью до двух часов, где мы затрагивали все сферы жизни: от отношений в семье до карьерных планов и состояния здоровья», — объясняет Ольга Герасимова.
Было проведено и детально расшифровано 23 интервью с аспирантами ЮФУ разных направлений (гуманитарных, естественнонаучных, инженерных) и разных годов обучения. Полученные тексты подверглись тематическому анализу — методологии, позволяющей выявить скрытые паттерны и повторяющиеся темы в субъективном опыте людей.
Учёные идентифицировали шесть ключевых сфер благополучия, в каждой из которых аспиранты сталкиваются с серьёзными вызовами. Чаще всего в интервью всплывал вопрос оплаты труда аспирантов.
«Один из наших респондентов, работающий в IT-сфере, сказал, что в коммерческих компаниях за его компетенции предлагают оплату в восемь раз больше, чем в системе образования. Это не просто разрыв, это пропасть, которая заставляет делать выбор между призванием и возможностью содержать семью», — приводит пример Ольга Герасимова.
Второй системный сбой — катастрофический дефицит времени и нарушение work-life balance. Аспирант сегодня — это «многостаночник»: исследователь, преподаватель, администратор, организатор мероприятий. Это приводит к хроническому цейтноту.
«Мы увидели чёткую закономерность: у аспирантов, нацеленных на академическую карьеру, личная жизнь приносится в жертву полностью. Их график — это диссертация и работа, больше ничего. При этом они сами отмечают, что такой режим — прямой путь к выгоранию», — говорит Ольга Герасимова.
Но самым большим открытием стала «нормализация нездоровья». В интервью постоянно всплывали данные о физическом и психологическом состоянии.
«Сон по 4-5 часов воспринимался респондентами не как трагедия, а почти как достижение. «Сегодня я спала 4 — это рекорд», — цитировала одна из участниц. Мы зафиксировали массовые жалобы на боли в спине от сидячего образа жизни, рост тревожности и состояния, граничащие с профессиональным выгоранием уже на старте карьеры», — констатирует Ольга Герасимова.
Пилотное исследование дало богатый материал, но для валидных выводов нужна репрезентативная выборка. На основе выделенных тем и индикаторов команда разработала подробную анкету и провела масштабный опрос.
«Качественный этап был необходим, чтобы задать правильные вопросы в количественном. В ближайшее время мы завершим обработку данных всероссийского опроса, в котором приняли участие 2395 аспирантов из ведущих университетов страны. Это позволит нам не только подтвердить обнаруженные тренды, но и измерить их распространённость, оценить влияние разных факторов — от направления науки до региона», — поясняет Ольга Герасимова.
