Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » Валентин Катасонов: Дональд Трамп 99 процентов целей не достигнет
Суббота, 19 Апр 2025
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Валентин Катасонов: Дональд Трамп 99 процентов целей не достигнет

Печать

Доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества имени Шарапова, профессор Валентин Катасонов в интервью, опубликованном на сайте газеты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России "Союзное вече" объяснил, чем грозят миру действия американского президента.


– Что стоит за пошлинами, которые ввел Трамп?

– После распада СССР началась активная фаза глобализации. Раньше было две сверхдержавы – СССР и США, а теперь осталась одна– США. Не было понятно, какая будет композиция мира – однополярный или многополярный мир.

Дональд Трамп с первого же дня своего президентства подписал целую серию заявлений и указов. Он считал, что США находятся в крайне несправедливом положении, поскольку их торговый баланс является очень дефицитным. Его величина измерялась сотнями миллиардов и даже приближалась к планке в один триллион долларов. Главный дисбаланс у США с Китаем. Поэтому еще в первый срок своего пребывания в Белом доме Трамп ввел достаточно много пошлин на китайские товары. Но ему не удалось выправить торговый баланс.

Когда Трамп второй раз зашел в Белый дом, он сразу определил главные приоритеты своей внешнеторговой политики. Это выравнивание баланса с Китаем.

Он использует импортные пошлины не как инструмент торговой политики, а как инструмент давления на другие страны. Примеров такого давления достаточно много. Скажем, Трамп два раза заявлял о том, что он не допустит, чтобы кто-то посягал на статус американского доллара как мировой валюты.

Если кто-то попытается это сделать, то он введет импортную пошлину в сто процентов. Такого в истории не было.

Я по специальности экономист по внешней торговле и немножко знаю, как это было раньше. Импортные пошлины использовались и в XIX, и в XVIII, и в XVII веках. Все это начинается примерно с XVI – начала XVII века. Возникла даже школа меркантилизма, которая говорила о том, что государство должно вмешиваться в экономику, но только в сферу внешней торговли, чтобы обеспечивать стране активный торговый баланс и через это накапливать золото и другие драгоценные металлы.

И на протяжении нескольких веков импортные пошлины использовались как инструмент внешней торговой политики. А сейчас Трамп размахивает пошлинами как дубиной, с помощью которой пытается решить любые проблемы.


Кто-то его накрутил?


– У Трампа нигде пока не складывается. Он вводит импортные пошлины против своих соседей, но еще в конце прошлого года заявил, что Мексике и Канаде было бы гораздо комфортнее, если бы они вошли в состав США. Мексика сразу ответила категорическим нет. Канада тоже отказалась быть 51-м штатом США. Трамп с помощью импортных пошлин пытается как-то додавить Канаду. Мексику он пока оставил, а с Канадой продолжает работать. Но у него не очень получается. Новый премьер Канады тоже категорически против.

Что касается Гренландии, поначалу Трамп уверенно говорил – Гренландия наша.

И, кстати, тоже один раз назвал ее 51-м штатом. Он говорит, что хорошо заплатит Дании. Два или три дня назад вице-президент США Джей Ди Вэнс посетил Гренландию, поговорил с чиновниками, народными представителями ее малочисленного народа. И те показали Вэнсу комбинацию из трех пальцев. Хотя заявления Вэнса в Гренландии были крутые. Он сказал, что ей угрожают Россия и Китай и что единственный шанс сохранить суверенитет – перейти под крыло США. «Мы – единственные ваши друзья». Но там тоже облом.

Есть даже такая версия, что специально кто-то накрутил Трампа, чтобы он сделал кучу таких заявлений и решений, которые нереализуемы. Соответственно, качели пойдут в обратную сторону и рейтинг Трампа упадет до самого низкого значения. В целом понятно, что 99 процентов из заявленных президентом США целей не будут достигнуты. Он делает одно дело, о котором никогда не заявлял. Он расшатывает США.


Параллели: ялтинские уроки


Посмотрим назад, чтобы понять реальность.

– Можно взять пример с Ялтинской конференции, как вести переговоры с Западом?

– Там было все очень понятно. Настолько позиции СССР были на тот момент определяющими, что и Франклин Рузвельт, и Уинстон Черчилль смотрели в рот Сталину. Черчилль, конечно, скрипя зубами, но он понимал, что не может ничего поменять. Что касается Рузвельта, то он достаточно серьезно эволюционировал. В 1933-м – в связи с конфискацией золота – это был один президент. В 1945 году – совершенно другой. Рузвельт – единственный американский президент, который четыре раза зашел в Белый дом. Он уже стал понимать замысел глубинного государства, пытался действовать достаточно смело против него. Он знал, как это надо делать и что это можно делать в союзе со Сталиным.

Но Рузвельт ушел из жизни в начале апреля 1945 года. Мировое закулисье увидело, что мир будет выстраиваться не так, как ему надо. И началась холодная война. Считается, что с заявления Черчилля в Фултоне в 1946 году. Хотя, конечно, холодная война началась уже после Хиросимы и Нагасаки. Собственно говоря, это был первый вызов холодной войны со стороны США, со стороны Трумэна.


Прогноз: недра зовут
 

– Доберутся ли янки до украинских ископаемых?

– Что вы можете сказать о сделке по редкоземельным металлам?


– Думаю, что до договора между Украиной и США дело не дойдет. Если даже и будет подписан какой-то договор, он потом будет кем-то уничтожен. Не обязательно Украиной, не обязательно США. Это может быть какая-то третья сторона, скорее всего, Россия. По крайней мере я исхожу из своего представления о том, как должна действовать Россия в отношении Украины. Меня часто спрашивают, как нам надо вести переговоры с США. А я задаю встречный вопрос: разве мы ничему не научились за эти десятилетия? Как только мы садимся за стол переговоров с англосаксами, это всегда почему-то заканчивается одним и тем же – нашим проигрышем. В этом смысле я предлагаю брать пример с Северной Кореи. Это маленькое государство, но, тем не менее, оно не желает садиться за переговоры с американцами. Хотя тут было две попытки со стороны Вашингтона втянуть Пхеньян в переговоры. Корейцы отказались, совершенно правильно отказались. Мой оппонент говорит: их изоляционизм ведет к тому, что у них низкий уровень жизни. А я говорю: сравнили Северную Корею и РФ. Россия – богатейшая страна. Мы можем полмира кормить по доброте душевной. Поэтому с Северной Кореи надо брать пример в плане жесткой позиции. А в плане экономики у нас, конечно, совершенно другие возможности.

– Для вывоза редкоземельных металлов нужен Одесский порт.

– Безусловно, мы Одессу отдать не можем. Потому что Одесса для нас даже важнее, чем некоторые континентальные регионы Украины. Одесса и, может быть, еще Николаев. Это безусловно. Были заявления Путина, Лаврова, Захаровой, что мы вопрос Одессы даже не обсуждаем.

– Если начнется военное противостояние из-за Одессы, каким вы видите дальнейшее развитие событий?

– Если начнется какая-то военная операция по поводу Одессы, я надеюсь, это подвигнет наше руководство к тому, чтобы провести военно-экономическую мобилизацию. Это очень серьезный вопрос. Обсуждать конкретные стратегические точки я бы не стал. Меня интересует общая стратегия России. Первое, что необходимо делать в сфере экономики, – это проводить экономическую мобилизацию. Поэтому сейчас я бы не хотел касаться вопросов об отдельных объектах, даже стратегических. Все зависит от наличия или отсутствия общей стратегии.


Валентин КАТАСОНОВ


(Полностью видеоинтервью вы можете посмотреть по ссылке https://www.souzveche.ru/videonews/92176/)



Rambler's Top100