Волну лесных пожаров в России можно остановить, только вернув полный государственный контроль над лесным хозяйством.
В засушливом 1972 году в СССР вспыхнули десятки тысяч лесных пожаров, и на борьбу с огнем советские власти подняли сотни тысяч людей. Тогда в стране выгорело меньше полутора миллионов гектаров леса. Сегодня в России ежегодно сгорает до десяти миллионов гектаров ценнейших, заповедных лесов, но наши власти почему-то не хотят называть это катастрофой…
В России продолжают гореть леса, и, судя по сводкам погоды, огненный смерч, начавшийся в этом году значительно раньше обычного, будет бушевать все лето. Только за сутки, по данным Авиалесоохраны, ликвидировано 33 лесных пожара на площади 3824 гектара. Лесные пожары ликвидированы в 9 регионах: в республиках Башкортостан, Саха (Якутия), Бурятия, в Красноярском, Приморском, Забайкальском краях, в Архангельской, Иркутской, Томской областях. Режим ЧС (чрезвычайной ситуации) введен на всей территории Республики Бурятия и Забайкальского края. Особый противопожарный режим установлен в 46 регионах, а пожароопасный сезон открыт в 85 субъектах России. Площадь лесных пожаров уже в два с половиной раза превышает статистику прошлого года, причем, по данным на середину мая, 80 процентов возгораний произошло в Забайкальском крае.
В регион по просьбе местных властей уже стянуты многочисленных резервы пожарных и спасателей со всей страны. Высокий рост пожарной опасности прогнозируется еще в трех федеральных округах: ЦФО, ЮФО и ПФО. Этим округам необходимо принять дополнительные меры по предотвращению лесных пожаров. «По прогнозам Росгидромета, в этих регионах ожидается повышение температуры до 30 градусов, при этом осадки будут минимальными. Такие погодные условия создают риск для быстрого распространения лесных пожаров и увеличивают их опасность. В связи с этим крайне важно принять все необходимые меры для недопущения ухудшения ситуации – это включает в себя усиление профилактических работ, оперативное обнаружение и тушение лесных пожаров», – отметил заместитель руководителя Рослесхоза Алексей Венглинский на заседании Федерального штаба по координации деятельности по тушению лесных пожаров.
Газета «Советская Россия» уже не раз сообщала о борьбе с огнем как в этом регионе, так и в целом по России. Огнеборцы из десятков структур, рискуя жизнью, останавливают огненные волны цунами в наших лесах. Но сегодня мы решили посмотреть на эту проблему с другой стороны, и попытаться найти ответ на вопрос: почему же в России горят леса и как это предотвратить?
В 2020 году в России сгорело более девяти миллионов гектаров, в 2021-м – уже десять с половиной миллионов. Государство обратило внимание на эту проблему и увеличило финансирование штата лесных пожарных, а также усилило мониторинг лесов. В итоге в 2022 году площадь выгоревших «легких планеты» сократилась более чем в три раза, до 3,3 миллиона гектаров. Но в 2023 году площадь сгоревших лесов вновь увеличилась до 4,6 миллиона гектаров, а в прошлом, 2024 году – до 6,1 миллиона. Судя по статистике, 2025 год перекроет напрочь все антирекорды прошлых лет и снова оставит лишь угли на площади более десяти миллионов гектаров леса.
Мы не будем перечислять все причины возникновения лесных пожаров, их тысячи. Отметим также, что запрет на посещение лесов, вводимый регионами, судя по статистике, тоже мало что дает. В безлюдном лесу никто не заметит начавшийся пожар. Все ссылки на несознательных граждан, пенсионеров и сельчан, которые жгут траву и костры, увы, по сравнению с площадью сгоревших лесов, выглядят малоубедительно.
Давайте вспомним, что в СССР была одна из лучших и эффективных систем в мире по предотвращению лесных пожаров, основанная на лесничествах и лесхозах, «оптимизированная» в результате реформы в начале 2000-х, вместе с введением нового Лесного кодекса РФ. Лесников сократили, специалистов осталось мало, и, как правило, с низкой заработной платой. Российские леса стали передавать в долгосрочную аренду частникам, которые, конечно же, люди ответственные, но вся их ответственность, как правило, заключается в том, чтобы быстро и без проблем получить прибыль и максимально «сократить и оптимизировать» любые издержки. Противопожарная охрана лесов в зону их интересов не входит от слова совсем…
Лесники в Советском Союзе как свои пять пальцев знали доверенные им участки леса, и занимались не только предотвращением пожаров, но и выращиванием молодняка, они постоянно обходили свою территорию и полностью контролировали ее. Любые возгорания обнаруживались без задержек, и сразу же принимались меры по их локализации и тушению, с привлечением как противопожарной службы, так и народных дружин из ближайших населенных пунктов. Система отлично работала в интересах народа, сохраняя наши природные богатства и окружающую среду.
Сегодня даже близ населенных пунктов масса мест, заросших практически горючим сухостоем. Поэтому лесные пожары зачастую подступают вплотную к селам, часть из которых уже давно пустуют. В России из 150 тысяч сел и деревень 25 тысяч стоят заброшенными…
В нашей стране леса, тайгу зачастую вырубают для продажи на тех самых арендованных участках. Вырубают порой варварски и бесконтрольно, что ведет к нарушению водного баланса территории и высыханию препятствующих пожарам болот. А следом сохнут ручьи, малые реки, реки и озера. Обмеление ряда рек в Сибири уже стало проблемой для судоходства и для снабжения региона. В результате лес пылает, как в фильмах-катастрофах, его уничтожение ведет к появлению «погорелищ» размером в миллионы гектаров, а попутно это приводит к возникновению невиданных в российских регионах природных явлений – мощных ураганов, торнадо и пылевых бурь. Причем эти явления происходят там, где их никогда раньше не видели.
По сути, новые законы уничтожают то наследие, которое досталось нам от Советского Союза. Еще при Сталине был принят «План преобразования природы», введенный в действие постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 года: «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». Этот план, не имевший прецедентов в мире по масштабам, нужен был, чтобы преградить дорогу суховеям и изменить климат на площади 120 миллионов гектаров. Он также предусматривал создание восьми крупных лесных полос в степных и лесостепных районах общей протяженностью свыше 5300 километров. Причем все эти леса находились под полным контролем лесного хозяйства страны, и на каждом квадрате был свой ответственный лесхоз. И площади пожаров были минимальны, потому что возгорание обнаруживали быстро и сразу же начинали борьбу с огнем. Никому даже в голову не приходило, что огонь может выкосить миллионы гектаров леса. Посмотрите на площади пожаров в России сегодня, и скажите: достаточно ли в стране специалистов, контролирующих лесную зону?
Приведем простейший пример. Если взять статистику лесных пожаров за 2015–2019 годы, то мы увидим, что их количество практически не меняется. А вот площадь пожаров за эти годы увеличилась в четыре раза, с 2,6 миллиона до 10 миллионов гектаров! Это говорит о том, что, скорее всего, пожары начинались в безлюдных местах, и обнаруживали их только после того, как огонь уже набрал силу и «косил» лес со скоростью ветра.
Для сравнения вспомним самый катастрофический год в СССР по лесным пожарам – 1972-й. Как и в этом году, тогда было мало осадков, случились малоснежная зима и очень засушливое лето со средней температурой выше 35 градусов, во время которого вспыхнуло 40 169 лесных пожаров на площади 1,46 миллиона гектаров (!). Заметьте, количество пожаров в четыре раза больше, чем сегодня в России. А их площадь – в четыре раза меньше. Но для советских чиновников и такая площадь выгорания стала катастрофой, на борьбу с которой были мобилизованы сотни тысяч человек!
К борьбе с пожарами были привлечены рабочие, колхозники, милиция; стянута землеройная техника, насосные установки, транспортные средства. Была организована воздушная разведка всех лесов на европейской части РСФСР. В тушении также участвовали пожарные части МВД СССР, привлекались студенческие стройотряды. Всего было задействовано около 15 тысяч самоходных землеройных машин, а также более 2500 пожарных автомобилей и насосных устройств, техника работала по 14-20 часов в сутки.
Огромную роль в тушении сыграли трубопроводные войска – пять трубопроводных бригад и четыре отдельных трубопроводных батальона. Военными трубопроводчиками было развернуто около 300 линий полевых магистральных трубопроводов протяженностью около 1300 км. По ним было подано более 4,5 миллиона кубометров воды, что позволило людям эффективно бороться с лесными пожарами.
К спасению лесов тогда было привлечено около 360 тысяч человек, в том числе более 100 тысяч военнослужащих. В результате к 1 сентября развитие пожаров было приостановлено, а 10 сентября они были ликвидированы полностью, правда, места возгораний на всякий случай проливались до конца месяца.
Для того чтобы начать решать проблему предотвращения лесных пожаров и лесоустройства страны, нужно восстановить систему лесоконтроля, которая безотказно работала в стране еще с царских времен, а в советское время была доведена до совершенства. Нужно понимать, что миллионы гектаров уничтоженного леса – это сотни миллионов зеленых насаждений, порой уникальной флоры, которую наша страна теряет ежегодно. Мы не должны к этому относиться как к обычному происшествию.
Только с начала 2025 года, по данным ФБУ «Авиалесоохрана», в РФ огнем уже пройдено более 1 904 039 гектаров леса, и это только «цветочки», «ягодки», как считают эксперты, нас ждут летом. О катастрофе, заметим, никто из чиновников не говорит. Получается, российский лес горит в рамках допустимого?