Согласно принятому в первом чтении Госдумой уточненному варианту федерального бюджета на текущий год, расходы на субсидии банкам по всем видам льготной ипотеки по итогам 2025 года составят умопомрачительные 2 трлн рублей. Это гораздо больше, чем федеральный бюджет выиграет от повышения НДС.
Наша газета обращалась к теме льготной ипотеки много раз. Мы упорно и последовательно объясняли, что ничем хорошим это не кончится. Мы об этом писали еще в декабре 2020 года, когда запущенную на пике ковидных локдаунов программу массовой льготной ипотеки, изначально рассчитанную на несколько месяцев, продлевали в первый раз (см. «Льготная ипотека и рост цен на жилье», Правда, №117, 03.12.2020, https://kprf.ru/roscrisis/198899.html).
С тех пор как общий накопленный объем портфеля ипотеки с господдержкой стал исчисляться триллионами рублей, а государственные расходы на субсидии банкам вышли на уровень сотен миллиардов рублей ежегодно, мы много раз предупреждали, что это очень серьезная уязвимость для нашего федерального бюджета. Как мы неоднократно объясняли (см. «А банкирам всё мало...», Правда, №7, 25.01.2024, https://kprf.ru/party-live/opinion/223792.html), накопленные обязательства государства по господдержке ипотеки — это по экономической сущности то же самое, что государственный долг с плавающей ставкой, зависящей от ключевой, поэтому повышение ключевой ставки приводит к значительному росту расходов на обслуживание такого долга.
В наших прежних публикациях мы давали оценки расходов госбюджета на поддержку ипотеки в ближайшие годы — см. «Полтриллиона на пузырь» (Правда, №108, 05.10.2023, https://gazeta-pravda.ru/issue/108-31457-5-oktyabrya-2023-goda/poltrilliona-na-puzyr/) и «Еще триллион на пузырь» (Правда, №10, 01.02.2024, https://kprf.ru/dep/reg/223950.html). На тот момент наши прогнозы выглядели шокирующе, однако реальность оказалась еще хуже.
Сегодня у нас есть точные данные по фактическим расходам бюджета за 2023 и 2024 год, а по текущему году есть фактические данные за 9 месяцев и ожидаемые объемы расходов в целом по итогам года, заложенные в уточненный вариант федерального бюджета, только что принятый Госдумой в первом чтении.
Бюджетные планы по расходам на господдержку ипотеки в 2025 году можно считать более-менее точными, поскольку до конца года осталось чуть больше двух месяцев, так что существенных изменений по этой статье расходов ждать неоткуда. Тем более, что запланированные цифры хорошо согласуются и с фактическими данными за 9 месяцев (которые мы не будем здесь приводить, дабы не загромождать текст обилием цифр).
В таблице мы приводим данные по расходам федерального бюджета на ипотеку с господдержкой за 2023 — 2025 годы, в миллионах рублей, в разбивке по программам.
|
ПРОГРАММА |
2023 (факт) млн руб. |
2024 (факт) млн руб. |
2025 (план) млн руб. |
|
Семейная ипотека |
123 900 |
432 000 |
998 098 |
|
Льготная ипотека («для всех», выдачи 2020—2024) |
113 700 |
499 800 |
639 904 |
|
Дальневосточная и арктическая ипотека |
28 100 |
76 300 |
144 204 |
|
Льготная ипотека на «новых территориях» |
10 |
270 |
4 497 |
|
IT ипотека |
6 500 |
68 200 |
119 600 |
|
Сельская ипотека |
18 471 |
49 361 |
63 898 |
|
ИТОГО |
290 681 |
1 125 931 |
1 970 201 |
Обратите внимание: по итогам 2024 года расходы по господдержке ипотеки уверенно превысили триллион рублей, а по итогам 2025 года они вплотную приблизились к 2 трлн рублей.
Эти цифры гораздо выше, чем были наши оценки, сделанные в конце 2023 — начале 2024 года. Одна из причин этого превышения состоит в том, что траектория ключевой ставки в 2024—2025 годах оказалась выше, чем можно было представить в тот момент. Но еще более важно, что объемы выдачи ипотеки с господдержкой в 2024—2025 годах оказались гораздо выше, чем мы могли предположить.
Мы не ожидали, что перед завершением программы массовой льготной ипотеки (ипотеки «для всех») в середине прошлого года объем выдач будет настолько велик, а власти при этом никак не будут эту выдачу лимитировать.
Мы также не ожидали, что критерии семейной ипотеки, которая после завершения льготной ипотеки «для всех» стала основной программой господдержки в этой сфере, окажутся настолько широкими.
Эти критерии настолько широки, что семейная ипотека стала вполне себе массовой. Фактически она работает «за двоих»: по объему выдач она вплотную приблизилась к среднему суммарному объему, который раньше обеспечивали обе основные программы вместе взятые (если, конечно, исключить из сравнения периоды ажиотажного спроса перед ужесточением условий по первоначальному взносу и перед полной отменой массовой льготной ипотеки — сентябрь 2023 и май-июнь 2024 года соответственно).
Так, за июль, август и сентябрь текущего года месячные объемы выдачи льготной ипотеки (в сумме по всем программам) составили 298, 320 и 313 млрд рублей соответственно. Для сравнения: за январь-апрель 2024 года среднемесячный объем выдач в сумме по всем льготным программам, включая «массовую», составил 272 млрд рублей (в мае и июне 2024 года перед завершением программы массовой льготной ипотеки объем выдач составил астрономические 426 и 659 млрд рублей соответственно, но включать эти периоды единовременного ажиотажа в наше сравнение было бы некорректно).
Еще одно сравнение: за весь 2023 год среднемесячный объем выдач суммарно по всем программам льготной ипотеки, включая «массовую», составил 281 млрд рублей. А если для большей корректности сравнения из рассмотрения исключить сентябрь 2023 года, когда перед повышением первоначального взноса до 20% выдачи льготной ипотеки взлетели до 491 млрд рублей, то среднемесячный суммарный объем выдач по 2023 году (по одиннадцати месяцам без сентября) окажется еще меньше — 265 млрд рублей.
Итак, несмотря на завершение программы льготной ипотеки «для всех», месячный объем выдач ипотеки с господдержкой меньше не стал, а наоборот, к настоящему времени он даже вырос. Это произошло в первую очередь за счет семейной ипотеки, которая по объемам в разы превосходит все остальные программы, вместе взятые.
Как следствие, и объем портфеля льготной ипотеки продолжает весьма бодро расти. За год, прошедший с момента завершения льготной ипотеки «для всех», он вырос примерно на 2 трлн рублей: по итогам июня 2024 года он составлял порядка 10 трлн рублей, а к середине 2025 года он составил порядка 12 трлн рублей.
Это и стало основной причиной того, что расходы бюджета растут как снежный ком. И не стоит надеяться, что когда ключевая ставка снизится, расходы бюджета кардинально сократятся. Они, конечно, сократятся, но не сильно, поскольку удешевление обслуживания существующих кредитов будет в значительной мере компенсироваться ростом объема портфеля.
На момент написания этой статьи мы еще не знаем нового прогноза по траектории ключевой ставки (он будет опубликован по итогам заседания ЦБ в пятницу 24 октября), а прежний — июльский — прогноз после повышения НДС потерял актуальность. Поэтому оценить будущие расходы на господдержку ипотеки мы можем только очень приблизительно. В любом случае резкого снижения ключевой ставки, от которой зависит объем этих расходов, в 2026 году мы не ждем. Поэтому при столь мощной динамике новых выдач можно уверенно предположить, что по итогам 2026 года расходы бюджета на выплаты банкам составят триллиона полтора как минимум.
В нынешней геополитической обстановке наша страна не может себе позволить такую уязвимость. Эти астрономические расходы уже привели к тому, что пришлось повышать НДС. Так, согласно оценкам Минфина, приведенным в пояснительной записке к бюджету на следующий год, за счет повышения ставки НДС до 22% федеральный бюджет дополнительно получит 1 трлн 187 млрд рублей, а снижение порога уплаты НДС на упрощенке добавит к этому еще 200 млрд рублей.
Таким образом, в сумме от обеих этих мер бюджет получит в следующем году порядка 1 трлн 400 млрд рублей, что, как мы сказали выше, скорее всего, окажется даже меньше, чем будет израсходовано на господдержку ипотеки — минимум полтора триллиона. Таким образом, если бы льготной ипотеки никогда не было бы, необходимости поднимать НДС и расширять круг его плательщиков сейчас не возникло бы. Теперь же мы все будем расплачиваться за эту феноменальную глупость (или коррупцию?) наших властей.
Со всем этим надо срочно что-то делать! К сожалению, существенно сократить бюджетные расходы на ипотеку с господдержкой невозможно: выплаты по уже выданным кредитам — это безусловное обязательство государства; по ним придется платить еще лет 20—25. Объем задолженности по уже выданным кредитам будет сокращаться очень медленно — по мере их погашения заемщиками. На массовые досрочные погашения надеяться не стоит: рационально мыслящий заемщик будет выплачивать столь дешевый кредит как можно медленнее, а свободные средства размещать на депозитах. И тут ничего не сделаешь: он имеет на это право!
Но можно хотя бы не наращивать объем портфеля льготных ипотечных кредитов. А еще лучше — постепенно его сокращать. А значит, надо ужесточить критерии семейной ипотеки так, чтобы объем выдач стал меньше объема погашения. Семейная ипотека должна стать точечной — доступной только многодетным и только нуждающимся (имущественный критерий). Так и государственные средства сэкономятся, и разгона цен на недвижимость не будет.
Да и о целесообразности продолжения программы IT-ипотеки тоже стоит задуматься. Ведь сейчас уже нет особого дефицита IT-специалистов. Да и зарабатывают в этой сфере в среднем не так плохо, так что и с социальной точки зрения в такой поддержке айтишников нет никакой необходимости.
__________________________
Статья опубликована в газете «Правда», №118, 24.10.2025, https://gazeta-pravda.ru/issue/118-31755-2427-oktyabrya-2025-goda/vo-chto-nam-obkhoditsya-lgotnaya-ipoteka/
