Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Trump Tower – крен

13.01.2026 13:21 Газета "Советская Россия", Дмитрий Аграновский Новости, события - Комментарии
Печать

Мы давно говорим о том, что после разрушения СССР, одного из двух основателей и гарантов послевоенного мироустройства, Земля, как сказано в известном литературном произведении, «налетела на небесную ось», и теперь всё глубже и глубже погружается в хаос, а может, и во что похуже – в миропорядок, против которого, по выражению Александра Зиновьева, всегда и во все времена боролись все лучшие люди человечества.


Поэтому то, что произошло с нашим миром (да-да, не больше и не меньше, как именно с миром, а не с отдельным человеком или даже государством) 3 января 2026 года, было ужасным, но не стало чем-то совсем неожиданным или уж тем более чем-то новым. Просто уже давно ранее идущий процесс перешел на новый уровень, в новое качество. И даже люди, которые играют в нынешних событиях ключевую роль, совсем не являются новыми, взявшимися из ниоткуда – еще аж в 1989 году в знаменитом тогда фильме «Назад в будущее» глава антиутопии, в которую попадают главные герои, был списан с Трампа, что не скрывали сценаристы, и там же, в мрачной версии будущего, фигурировала некая огромная башня «Trump Tower».

Еще во времена моей учебы в школе нам объясняли, что такое звериный оскал капитализма, империализма и колониализма, и даже чуть позже, в злосчастных видеосалонах, которые при Горбачеве расплодились, как грибы после дождя, нам открытым текстом и без прикрас не в чьих-то, а в американских фильмах, показывали общество, которое нас ожидало. Я порой пересматриваю фильмы той эпохи и поражаюсь – где же были наши глаза?

А потом, опять же на наших глазах, почти в прямом эфире казнили Николае Чаушеску, Наджибуллу, а святых людей, верных друзей нашей страны, таких как Эрих Хонеккер или Маркус Вольф, сажали в тюрьмы, да не просто в тюрьмы, а в те самые, в которых они сидели при фашистах. И к слову, ни тогда, ни позже я не слышал от них ни слова упрека в адрес нашей страны. Понятно, что все эти перевороты и разрушения, в том числе, и нашей страны, не имели ничего общего с международным правом – ни те же пресловутые Беловежские соглашения, ни та стремительность, с которой Запад признавал оторванные по-живому куски нашей страны «независимыми государствами».

А чуть позже прямо у нас на глазах Запад растерзал нашу любимую и несчастную Югославию, уничтожил самым жестоким способом государства в Ливии и Ираке, показательно, на глазах всего мира казнил Муаммара Каддафи и Саддама Хусейна, бросил в тюрьму наших сербских братьев Слободана Милошевича, Радована Караджича и Ратко Младича. Уже тогда надо было понять, что Запад стал фактически тоталитарным – ведь, наверное, нигде не было такой концентрации войн, как в Европе, где постоянно перекраивались границы, рождались и умирали державы, объявлялись войны и заключался мир, и это было совершенно естественным процессом. Но после разрушения СССР Запад стал любое, даже малейшее неподчинение ему рассматривать, как экзистенциальную угрозу и готов был уничтожать эту, как правило, мифическую угрозу, всей своей силой, яростно и беспощадно. Думаю, этим как раз и объясняется, почему европейские лидеры к началу СВО не признавали за Россией никаких интересов, кроме тех, которые продиктованы Западом.

Я это пишу к тому, что звоночки, которые нам стали раздаваться еще с начала «перестройки», в последние годы слились в непрерывный пронзительный сигнал тревоги, не слышать который мог только абсолютно глухой в политическом плане человек. Поэтому то, что произошло 3 января с нашим последовательным другом Николасом Мадуро, вызывает у нас протест, ярость, негодование, но никак не удивление.

Да что там «перестройка»! Прямо сейчас я смотрю на картину мексиканского художника-коммуниста Диего Риверы 1954 года «Славная победа», на которой проиллюстирован захват американцами Гватемалы. В центре картины тогдашний госсекретарь США Джон Фостер Даллес (брат Аллана Даллеса). В руках он держит бомбу с лицом – и это не дежавю, это, при всем поразительном внешнем сходстве, не Трамп, а тогдашний президент США Дуайт Эйзенхауэр. Хотя, как вы видите, одно лицо, одни мысли, одни цели. Перед Даллесом изогнулся в льстивом поклоне новый «президент» Гватемалы, из карманов которого торчат пистолет и пачки долларов. Внизу убитые люди и разорванные в клочья дети. Слева на картине на корабль оккупанты грузят награбленное, тогда это были фрукты, сейчас нефть, но справа – люди с мачете и автоматами, с полными негодования лицами, которые не прекратили сопротивления.

Я даже не хочу сейчас гадать, как именно друг нашей страны Николас Мадуро оказался в руках захватчиков. Возможно, было и предательство, а возможно, просто не хватило опыта его защитникам. Это вопросы для профессионалов, в том числе, и в наших специальных службах. В любом случае более чем 100 погибшим, из которых 32 кубинских героя – светлая память! Я очень надеюсь, что новый руководитель Венесуэлы Делси Родригес и народ этой страны сделают выводы.

На мой взгляд, даже с юридической точки зрения к Николасу Мадуро не применимы термины «задержан» или «арестован». Его захват и похищение являются однозначным актом агрессии, не спровоцированной никакими действиями. Николас Мадуро захвачен в плен врагом за то, что пытался проводить независимую политику. Хотя то, как были обставлены его захват и похищение, позволяет говорить нам не об акте войны, которая регламентируется хоть какими-то правилами, а об уголовно наказуемых действиях, поскольку похищение человека является особо тяжким преступлением в законодательстве практически всех стран.

Соответственно, нет никаких оснований называть «судом» ту унижающую человеческое достоинство процедуру, которой публично, на весь мир, сейчас подвергают Николаса Мадуро и его жену Силию Флорес. Это не суд, а акт расправы над пленником, не говоря уже о том, что суды США, как и другие национальные суды, в принципе не имеют полномочий судить главу другого суверенного государства. Эта процедура не имеет ничего общего и с международным правосудием, даже с таким неудачным его примером, как Международный трибунал по бывшей Югославии, который хотя бы худо-бедно, но был санкционирован Советом Безопасности ООН.

Насильственное удержание Николаса Мадуро и его жены в США не имеет и не может иметь вообще никаких правовых оснований. Конечно, мы будем наблюдать за этим действием, которое ставит Мадуро фактически в центр мирового сопротивления злу, в один ряд с такими политзаключенными, как Джулиан Ассанж и наши сербские братья Слободан Милошевич, Радован Караджич и Ратко Младич.

«Когда они пришли за коммунистами, я молчал, ведь я не был коммунистом…» – эту знаменитую тираду пастора Мартина Нимёллера после Второй Мировой войны узнал весь мир. Сейчас, после событий 3 января, никто не может чувствовать себя в безопасности. Понятно, что главные угрозы Трампа сейчас раздаются в адрес «левых» или тех, кого Трамп понимает под «левыми». И в этом смысле наши союзники в Латинской Америке, такие, как Куба и Никарагуа, или огромная даже Бразилия, находятся в большой опасности. Однако совершенно очевидно, и мало того, это открыто декларируется, что придут не только за коммунистами, а вообще за всеми, у кого есть что-то, что понравится людям, возомнившими себя властелинами мира. «Когда у кого-то есть что-то, что нужно вам, вы объявляете его врагом и просто грабите!» – это цитата из первого фильма «Аватар» 2009 года.

Теперь никто не может чувствовать себя в безопасности – ни, в общем-то, нейтральные Мексика и Колумбия, ни даже партнеры США по НАТО, такие, как Дания с ее драгоценным активом Гренландией, или уж совсем лояльная к США Канада. Никто теперь не может сказать, что приглянется новым кочевникам. Ни политический строй, ни лояльность к мировому гегемону (как он сам про себя думает) не могут стать гарантией от нападения.

Явочным порядком, как я уже сказал, Николас Мадуро превращается в главный символ сопротивления, вокруг которого могут объединиться совершенно разные силы, не приемлющие неоколониализм, а вот Трамп имеет все основания оказаться, скажем так, мягко, главной проблемой человечества на текущий момент.

Кто-то скажет, что я сгущаю краски. Ну что ж, тогда давайте обратимся к первоисточникам, например, к совсем свежему интервью Трампа журналистам газеты «Нью-Йорк таймс». На вопрос, существуют ли какие-либо ограничения для его глобальной власти, Трамп ответил: «Да, есть одна вещь. Моя собственная мораль. Мой собственный разум. Это единственное, что может меня остановить». А на вопрос о международном праве Трамп ответил еще более откровенно: «Мне не нужно международное право».

Там, в этом интервью, еще много чего интересного и показательного. Например, что США «психологически важно» получить полный контроль над Гренландией. Откровенность этого интервью просто зашкаливает. Кто-то может мне сказать, что многие политики так и думают. Да, думают, но говорить прямо об этом и уж тем более нападать на суверенные государства без хоть какого-то благовидного предлога после Второй Мировой войны было не принято, а пока существовал СССР, было просто опасно. И вот теперь, как говорится, маски сброшены. Не удивительно, что многие даже западные политики пребывают в состоянии «грогги» – это такое состояние у боксера после удара, когда он еще на ногах, но уже плохо осознает реальность.

Вот, что пишет, например, газета «Индепендент»: «Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер призвал мировых лидеров не допустить, чтобы мировой порядок превратился в «логово разбойников», где беспринципные игроки забирают себе всё, что пожелают. В необычно резкой тираде – по-видимому, приуроченной к свержению Николаса Мадуро, … он раскритиковал внешнюю политику США при Дональде Трампе и заявил, что современная демократия подвергается невиданным прежде нападкам».

Внезапно даже до западных политиков (не до всех, конечно) начало доходить, что их «порядок, основанный на правилах» (так и вспоминается «нойес орднунг» из курса школьной истории), стремительно уступает место беспорядку, основанному на силе, в котором они запросто могут оказаться на столе в качестве блюда. Это хорошо, поскольку бытие, как правило, всё-таки определяет сознание.

Абсолютно ясно, что запущенный процесс хаоса в ближайшее время не остановится, а будет только усугубляться. Недавние нападения на танкеры тоже не имеют ничего общего с правом, ни с внутренним, ни с международным, а являются в чистом виде актами разбоя и пиратства, и экипажи этих танкеров также являются одновременно пленными и заложниками. Эти инциденты будут множиться и развиваться до тех пор, пока, согласно законам физики, действие не наткнется на противодействие.

Также для нашей страны, на мой взгляд, совершенно ясно, что мы будем следующими, поскольку показали способность и к историческому творчеству, и к сопротивлению, и к созданию жизнеспособной альтернативы. Возможно, мы будем следующими не сразу, а через несколько, как говорят математики, итераций. Возможно, сначала попытаются расправиться с тем же Ираном или Кубой, или Китаем. А возможно, эти процессы будут идти параллельно. Хочешь мира – готовься к войне, говорили еще древние римляне. И в СССР эту истину усвоили блестяще, поэтому граница НАТО проходила намного западнее Берлина, а не в 600 километрах от Москвы, как сейчас.

Надеюсь, никто не уловит в моей статье нотки безнадежности, в ней нет ничего такого. Совсем напротив! Я напомню, чем закончили все, абсолютно все прошлые завоеватели мира. Да и просто чересчур жадные и алчные деятели, типа раджи в советском мультфильме «Золотая антилопа», который был раздавлен грузом собственного золота.

И эти, уверен, закончат тем же. Игра еще не сделана, более того, в открытой форме она только начинается. Мир слишком изменился по сравнению со Средневековьем и эпохой колониальных империй, чтобы такое стерпеть. Даже в самих США всё совершенно не однозначно. Например, сенат США 52-мя голосами «за» принял резолюцию, запрещающую президенту Трампу проводить военные действия в Венесуэле без согласования с конгрессом. Против выступили лишь 47 сенаторов. И по множеству причин, думаю, противодействие политике Трампа будет только нарастать по всем линиям. А уж в мире огромное количество людей в ужасе от того, что не самое приятное прошлое вдруг оказалось настоящим и претендует стать будущим.

Акции протеста сейчас идут по всему миру, в том числе, и в самих США, где в воскресенье состоялся многотысячный марш протеста. Совершенно очевидно, что народы и страны не собираются просто так сдаваться на милость новых колонизаторов. В этом смысле показательно жесткое заявление Мигеля Диас-Канеля, президента Кубы, страны, уже много лет мужественно и последовательно отстаивающей свое право на свободу: «Куба – свободная, независимая и суверенная страна. Никто нам не диктует, что делать. Куба не нападает, это на нее нападают США уже 66 лет, Куба не угрожает, она готовится и готова защищаться до последней капли крови».

Я абсолютно уверен, что в случае прямой агрессии Трамп и его люди получат серьезный отпор. Куба – это не просто страна, это символ сопротивления американскому империализму, причем символ, весьма популярный в мире. Напомню, в частности, результаты голосования на Генеральной Ассамблее ООН 2024 года с требованием к США прекратить эмбарго против Кубы – 187 стран проголосовали «за» и только две (!) страны, США и Израиль, пошли против мирового сообщества. Тогда еще появилась шутка (хотя, оказывается, и не шутка совсем), как на самом деле выглядят страны-изгои.

Так что игра еще совсем не сделана, напротив – всё только начинается. По крайней мере у всех здоровых сил в мире появляется отличная основа для объединения, как это было в 60–80-е годы прошлого века, когда в борьбу за мир и против агрессивной политики США было вовлечено огромное количество людей, движений и организаций во всех странах.

Ну а у нас с вами, товарищи, в наступающем новом мире места даже не в первом ряду, а на сцене, где происходят все основные события.


Дмитрий АГРАНОВСКИЙ

г. Электросталь, Московская обл.