< Предыдущая | Следующая > |
---|
Большинство работодателей сетуют на проблемы при взаимодействии с сотрудниками моложе 25 лет
Специалисты по персоналу бьют во все колокола: «Осторожно, на рынок труда выходят зумеры!» Прежде всего необходимо пояснить, что же это такое. В начале 1990-х два американских исследователя — Нейл Хоу и Уильям Штраус — разработали концепцию, которую нынче принято называть «теорией поколений». Согласно ей, после Второй мировой войны выделяются поколения беби-бумеров (1940—1950-х годов рождения), Х (примерно 1970-х г.р.), Y, или миллениалов (1980—1990-х г.р.) и Z, или зумеров (начало XXI века).
Все эти игры с буквами так и остались бы на бумаге, если бы на «теорию поколений» не обратили внимания маркетологи. Она пришлась им по душе, так как помогала найти подход к разновозрастным клиентам по «впариванию», простите, «продвижению продукта». Вслед за ними стали использовать этот маркетинговый принцип и специалисты по рынку труда по отношению к рабочей силе. К слову, согласно такому подходу, работников старшего поколения можно нанимать «подешевле». Но сейчас не об этом, а о самой молодой поросли, только проклюнувшейся на рынке труда. И это те, кого называют зумерами — от 18 до 25 лет. Отличается это поколение не только молодостью, которая рано или поздно пройдёт, но и малочисленностью, что уже невозможно поправить.
Интересно, что кадровый голод в связи с низкой рождаемостью был спрогнозирован демографами еще 25 лет назад. Казалось бы, было время подготовиться и воспитать молодёжь в трудовых традициях, присущих нашему народу. Но нет. С тех пор число молодых работников, согласно статистике, стало на 1,3 миллиона меньше, и заменить выбывающие с рынка труда поколения беби-бумеров они пока что в большинстве своём неспособны.
Казалось бы, в период дефицита кадров на рынке труда работодатели должны быть в восторге от вновь прибывших работников. Но, как говорится, что-то пошло не так. Газетные заголовки кричат: «Российские работодатели пожаловались на проблемы с молодыми сотрудниками», «Поколение «ни-ни» на шее у родителей», «Зумеры не хотят работать»... Мало того, все проведённые исследования отражают печальную картину: больше половины работодателей заявили о сложностях при взаимодействии с сотрудниками моложе 25 лет.
Что же случилось? В принципе, для любого молодого человека во все времена начало трудовой деятельности означало вступление во взрослую, часто непривычную жизнь, что вызывает определённые психологические трудности. Но, похоже, для зумеров эти переходные проблемы вырастают в труднопреодолимый монблан.
Вот что, например, отвечает молодая москвичка на опрос Общественного телевидения России о требованиях молодых к работе: «Чтобы график работы укладывался в мою привычную жизнь. Чтобы работодатель не настаивал ходить на работу в те дни, которые мне неудобны. На зарплату в 100 тысяч выжить, наверное, можно, но это будет не такая комфортная жизнь. В целом, меня устроило бы от 150 тысяч и выше».
Это — квинтэссенция представлений о своём рабочем будущем поколения зумеров, которые замечают уже не только эксперты по рынку труда, но и работники отделов кадров.
Конечно, опытные кадровики скажут, что в любой трудовой генерации их особенности наполовину зависят от возраста, но на вторую половину — всё-таки наблюдаются поколенческие особенности. Но сегодня работодатели сталкиваются с таким ярко выраженным своеобразием, что многих это приводит в недоумение.
Например, судя по опросам, половина российских компаний уже столкнулись с так называемым джоб-хоппингом: молодой человек пришёл на работу, посидел, ушёл на обед и не вернулся, отключил телефон и больше на рабочем месте не появляется, никак свой поступок не объясняя.
Конечно, во многом ответственность за подросшее поколение лежит и на нас, их родителях, бабушках и дедушках. Зумеры, появившиеся на свет в период очередной демографической ямы (падения рождаемости), были ценны для родственников и всего общества уже самим фактом своего рождения. Выросшие в самые материально благоприятные годы, многие из них не знали нужды, во многих семьях исполнялись любые их желания, благо что возможность была. Образование во многом тоже подстраивалось под их желания, следуя модной тенденции, что учёба не должна напрягать ребёнка, а чуть ли не развлекать его, оценки же не должны расстраивать нежную душу, даже если ребёнок не желал учиться.
Вплоть до прошлого года привычные нам уроки труда были заменены расплывчатой «технологией», для которой в школах отсутствовало современное оборудование, и дети в основном занимались теорией. К тому же за последние десять лет даже число выпускников рабочих профессий из среднепрофессиональных учебных заведений сократилось в четыре раза. Бывшие ПТУ, нынешние колледжи, переключились на выпуск парикмахеров, ландшафтников, страховщиков, менеджеров, дизайнеров, косметологов и так далее. Всё это, конечно, важные и нужные профессии, но вот выпуск специалистов для машиностроительной отрасли почему-то уменьшился в разы, а именно они сейчас срочно требуются экономике. Но, увы, предприятиям их днём с огнём даже на сверхвысокие зарплаты очень трудно найти.
Молодые трудовые резервы и психологически оказались плохо подготовлены к труду. Слово «работа» с самого раннего детства ассоциировалось исключительно с зарплатой: «А где наш папочка?» — «На работе». — «А что он там делает?» — «Денежку зарабатывает». Ни о какой самореализации в работе, ни о каком профессиональном становлении, да и о радости труда, гордости тем, что приносишь пользу стране, и речи не шло.
Поэтому большинство представителей поколения зумеров, судя по отзывам менеджеров по кадрам, очень высоко себя ценят и сразу запрашивают зарплату на уровне квалифицированных сотрудников, при этом не имея за плечами ни опыта, ни адекватных знаний. И работодатели идут им навстречу. Так, согласно результатам исследования, проведённого «Сбераналитикой», наибольший темп роста доходов в 2024 году отмечен у россиян в возрасте до 24 лет, их зарплата увеличилась в среднем на 20,2%. Наименьший рост в 13,6% зафиксирован у сотрудников старше 65 лет.
Неудивительно, что работодатели стали резко выздоравливать от своего недавнего эйджизма (дискриминация по возрасту) при найме на работу. Спрос на сотрудников старшего поколения вырос за прошлый год вдвое: они соглашаются на меньшее жалованье и при этом обладают большим опытом, желанием работать и умением уживаться в коллективе.
А тем временем на пороге рынка труда уже стоит поколение Альфа, родившееся с «гаджетом в руке», предпочитающее игры в телефоне реальной жизни и общение в чатах реальным отношениям, ориентированное на пассивное потребление, а не на творчество и труд. Менеджеры по кадрам уже замерли в ожидании…
Конечно, молодость — это состояние временное. Жизнь рано или поздно прижмёт, и хочешь не хочешь — взрослеть придётся. Проблема в том, что понятие «молодость» с каждым поколением всё более растягивается. Вот и сейчас молодёжный возраст был повышен законом РФ до 35 лет. А ведь от быстрого взросления и избавления от инфантилизма новых участников рынка труда напрямую зависит развитие нашей экономики.