< Предыдущая | Следующая > |
---|
Курьер в столице Российской Федерации зарабатывает в среднем больше, чем профессор или квалифицированный рабочий. Данные недавнего исследования рисуют не самую радостную картину в российской экономике.
Когда появились первые новости о том, что зарплаты московских курьеров уже выражаются шестизначной цифрой, то многие к этому отнеслись с недоверием. Однако 17 марта интернет-сервис по поиску работы SuperJob опубликовал аналитический обзор на данную тему, и выводы в нём неутешительные.
Средняя зарплата курьера в Москве достигла 130 тыс. рублей. Это на 19% превосходит соответствующий показатель специалиста с высшим образованием и на 38% больше, чем в среднем зарабатывает квалифицированный специалист без высшего образования.
Авторы исследования не останавливаются на констатации факта и делают ряд выводов: «Российский рынок труда демонстрирует аномально высокие зарплаты на рынке неквалифицированного персонала». Этот перекос приводит к серьёзным последствиям, которые также фиксируют аналитики SuperJob: «Происходит переток кадров из реального сектора, из профессий, требующих квалификации, в профессии, где квалификация не требуется. Опережающим образом развивается сфера услуг. Происходит деградация человеческого капитала. Нарастает кадровый дефицит в реальном секторе».
Такова картина, которую бесстрастно выражают цифры. Правда, говоря о её причинах, авторы исследования становятся более острожными и называют «неверную настройку» налоговой системы, вызванную появлением такой категории работников как «самозанятые» (это обычный статус для курьера, мало кто из них работает в штате организации. — М.К.). Однако, по нашему мнению, причина гораздо глубже, чем одна только система налогообложения.
Начнём с того, что согласимся с аналитиками SuperJob и не станем винить во всём самих курьеров. Большинство из них работают на износ. При этом они являются практически социально незащищёнными, так как их статус самозанятых избавляет работодателя от большинства «неудобств», связанных с необходимостью выполнять нормы Трудового кодекса. Короче, курьеры впахивают как проклятые, без выходных и проходных до тех пор, пока им это позволяет здоровье. А потом их меняют на новых — благо в бывших среднеазиатских республиках СССР этого трудового ресурса навалом. Добро пожаловать в реалии трудовых отношений столетней и более давности.
Далее. О чём говорит тот факт, что низкоквалифицированный труд в сфере услуг востребован больше, чем труд специалистов с высшим или средним специальным образованием в науке и на производстве? О том, что импортозамещение проваливается, инновационной экономики в РФ нет и не планируется. Иначе дело обстояло бы строго наоборот. Это значит, что наша страна по-прежнему живёт главным образом за счёт продажи природных ресурсов, а для этого рабочих рук нужно не так и много. Вокруг системы поставок сырья в более развитые страны сформировалась довольно обширная сфера услуг, которая и забирает трудовые ресурсы.
Для реального производства в этой, скажем прямо, весьма примитивной схеме остаётся не так и много места. По сути, оно есть в основном для «оборонки», так как СВО показала её необходимость. Как обстоят дела с другими высокотехнологичными предприятиями, хорошо видно на примере гражданского авиастроения, которое в СССР было одним из лучших в мире. Новость о том, что «Суперджет» наконец-то полетел на отечественных двигателях ПД-8, затмила собой другую, куда более важную. Как сообщает ТАСС, глава «Ростеха» Сергей Чемезов в кулуарах съезда Российского союза промышленников и предпринимателей рассказал о планах произвести до 2030 года около 200 авиалайнеров. Напомним, что в декабре 2023 года президент сказал: «Мы планируем произвести свыше тысячи своих собственных самолётов к 2030 году».
А ещё, если помните, был план создать в РФ 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. И что вместо этого имеем сегодня? Умные и умелые работники в большом количестве российской экономике просто не нужны. Зато необходим низкоквалифицированный, полурабский труд.