< Предыдущая | Следующая > |
---|
Трое из четырёх россиян считают, что важно получить хорошее образование, причём для большинства участников опроса это скорее путь к самореализации, чем гарантия приобретения профессии, которая будет кормить всю жизнь. Скептики пока в меньшинстве, но за последние 20 лет их число, увы, растёт. В опросе сервиса по поиску работы и размещения вакансий SuperJob приняли участие 1600 представителей экономически активного населения.
Участникам исследования задали один вопрос: «Важно ли, на ваш взгляд, получить хорошее образование?» Так, 75% россиян считают, что важно получить хорошее образование, причём 54% видят в нём ключ к самореализации, а 21% — гарантию получения профессии на всю жизнь. За 20 лет отношение к качественному образованию в обществе претерпело изменения: в 2005 году его важность отмечали 92% граждан, то есть на 17% больше, чем сегодня.
Сторонники качественного образования приводят следующие аргументы в поддержку своей позиции: «Образование развивает аналитическое мышление и учит логически рассуждать, помогает приобретать навыки быстрой адаптации»; «Успешная карьера начинается со школы». Россияне подчёркивают: «Образованные люди имеют больше шансов на трудоустройство». Однако 17% граждан относятся к образованию скептически, а ещё 8% затруднились с оценкой: «Образование не гарантирует доход, в отличие от опыта»; «Скоро нас всех заменит ИИ». Есть суждения и о несоответствии обучающих программ современным требованиям бизнеса: «Институт даёт лишь базовые и неактуальные сведения».
Женщины больше верят в полезность хорошего образования, чем мужчины (79% против 71% соответственно). Возраст в данном вопросе также имеет значение: среди россиян старше 45 лет ценность образования признают 81%, тогда как среди тех, кому менее 35 лет, всего лишь 69%. При этом старшее поколение чаще тех, кто моложе, рассматривает образование как гарантию получения профессии на всю жизнь.
В необходимости получения хорошего образования больше уверены респонденты с доходом от 100 тыс. рублей (78% против 70% среди тех, кто получает до 50 тысяч рублей в месяц) и обладатели дипломов вузов (82% против 65% среди тех, кто имеет среднее профессиональное образование).
Как мы видим по результатам недавнего опроса, процессы, происходящие с высшим образованием в последние годы, значительно повлияли на отношение к нему россиян. Здесь следует перечислить несколько факторов.
Первый фактор — это доступность образования. Последние годы количество вузов уменьшается: согласно данным Росстата, если с 2009 по 2010 год вузов было 1114, то уже через десять лет количество высших учебных заведений по всей стране составило 724. Естественно, тут всему виной пресловутая «оптимизация», с помощью которой государство стремится сократить расходы на образование, но данные меры бьют по его качеству и доступности.
Здесь тоже данные Росстата нам помогут заметить разницу: если в 2017 году на 625 тысяч абитуриентов приходилось около 575 тысяч бюджетных мест, то в 2024-м на 824 тысячи абитуриентов приходится лишь 432 тысячи мест. То есть желающих учиться на бюджете сейчас примерно в два раза больше, чем тех, кто по итогу будет учиться за счёт государства. Остальным же придётся либо идти служить в армию, либо работать, либо же тем, у кого имеются финансовые возможности, учиться на платной основе. Разумеется, не каждый может себе позволить такую роскошь с учётом катастрофического роста цен на образование.
Второй фактор — это проблемы с трудоустройством по профессии. Зачастую многие вузы не могут предоставить студентам практику, которая в дальнейшем приведёт их к официальному трудоустройству после окончания обучения. Будущим специалистам либо приходится заручаться помощью кого-нибудь из преподавателей и выходить на будущих работодателей через них, либо же вести поиски самостоятельно.
Третий фактор — это, конечно же, низкая оплата труда специалистов в важных, казалось бы, для общества сферах, в первую очередь — учителя и врачи. К сожалению, будущие специалисты понимают, что не смогут осилить ипотеки, кредиты, прокормить себя и потенциальную семью на подобную зарплату, и уходят в более высокооплачиваемые сферы труда, например в платформенную занятость. Некоторые молодые люди и вовсе погружаются в эту сферу труда или же в сферу общественного питания, не получив образования, в ряде случаев считая, что оно им не нужно, или же просто понимая, что финансовых возможностей на обучение на платной основе ни у них, ни у их родителей просто нет.
Поэтому вполне закономерно падение авторитета высшего образования среди россиян и, что самое тревожное, среди молодых россиян. Потому что, если вопрос с доступностью и качеством образования решаться в ближайшие годы не будет, ситуация только ухудшится, и это приведёт к печальным последствиям.