Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

«Охрана труда» — битва насмерть, где побеждает капитал

06.06.2025 16:52 Газета "Правда", Александр Дьяченко Новости, события - Факты
Печать

Скучнейшее словосочетание «охрана труда» — не тема для раскрученных ток-шоу социально-политической направленности: ни тебе стрельбы, ни тебе разоблачений сомнительных звёзд шоу-бизнеса и политики. А между тем «охрана труда» — это нескончаемая битва не на жизнь, а на смерть, которая уносит ежегодно тысячи жизней наших сограждан. И одновременно официальные власти настойчиво утверждают, что в данной сфере у нас нет серьёзных оснований для беспокойства.


  Так, на прошедшем 25—27 мая в подмосковном Красногорске форуме «Россия и мир: тренды здорового долголетия» (среди участников замечены заместитель председателя правительства Татьяна Голикова, министр труда и социальной защиты Антон Котяков) были обнародованы вот такие жизнеутверждающие данные:

— за период с 2015 по 2024 год количество несчастных случаев на производстве сократилось на 21%;

— число впервые выявленных профессиональных заболеваний за десять лет уменьшилось на 36%;

— 76% рабочих мест сейчас соответствуют оптимальным условиям труда;

— доля рабочих мест с вредными и опасными условиями снизилась до 24%.

Однако не успел ещё отойти от микрофона заместитель министра труда и социальной защиты РФ Дмитрий Платыгин, который и сделал приведённые выше заявления, как в интернете со стороны экспертов посыпались опровержения. Даже в ФНПР (Федерации независимых профсоюзов России), которую никак нельзя обвинить в нелояльности к Кремлю, вынуждены были ткнуть носом правительственного чиновника, который совершенно неприкрыто занимался жонглированием статистикой и передёргиванием фактов.

«ФНПР обращает внимание на ряд факторов, которые могут искажать статистику, — сообщил центральный орган ФНПР газета «Солидарность». — Снижение числа профзаболеваний во многом связано с изменениями в системе оценки условий труда. После введения СОУТ многие факторы вредности просто перестали учитываться». Поясним, что СОУТ — специальная оценка условий труда — процедура, которая позволяет оценить вредные и опасные факторы на рабочих местах и риски для персонала. Её проводят специальные аккредитованные организации по запросу работодателя. Результаты СОУТ влияют на размер страховых взносов: чем хуже условия труда (от оптимальных до опасных), тем выше тарифы отчислений.

Многие предприятия проводят СОУТ формально и по упрощённым схемам, что занижает реальные риски для безопасного труда. Так, статистика не учитывает лёгкие несчастные случаи, из-за чего коэффициент тяжести (среднее время нетрудоспособности) с 2000 года вырос с 28 до 46 дней. Кроме этого, работодатели стараются скрыть тяжёлые случаи. Так, в 2024 году Рострудом выявлено более 1600 таких сокрытий. По официальным данным, с 2018 года наблюдается увеличение числа тяжёлых, групповых и смертельных случаев (подробнее об этом расскажем ниже).

Кроме того, в официальной статистике нет данных о травмах самозанятых и работников, оформленных по договору гражданско-правового характера. Есть и рабочие места, которые не обязательны для учёта: СОУТ не проводят для рабочих мест работников на «удалёнке» и надомников, а также для вакантных позиций. Таким образом, для представления реальной картины состояния охраны труда необходим более детальный анализ, включающий все категории работников и реальные условия труда.

Между тем даже вполне официальная статистика количества несчастных случаев на производстве (о которых заместитель министра труда и социальной защиты РФ Д. Платыгин докладывал как об очень благоприятных) производит гнетущее впечатление. По официальным данным Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), только в 2024 году всего было расследовано 5139 несчастных случаев, из них групповых несчастных случаев — 400, в том числе со смертельным исходом 279. Всего с тяжёлым исходом было расследовано 3638 несчастных случаев и 1101 — со смертельным исходом. Для сравнения, аналогичные показатели составляли в 2020 году: общее количество несчастных случаев — 5171, из них групповых несчастных случаев — 361, в том числе со смертельным исходом — 260, несчастных случаев с тяжёлым исходом — 3594, а со смертельным исходом — 1216.

Иными словами, по данным профильной федеральной службы, за последние пять лет ситуация с охраной труда вовсе не стала лучше. Ежедневно на производстве в России гибнет в среднем более трёх человек! Даже для боевых действий невысокой интенсивности это немаленькая цифра.

Но она не окончательная, её следует умножить как минимум на два: в период с 2019 по 2024 год было выявлено 5007 сокрытых несчастных случаев, из которых 1277 — с летальным исходом. Причём из года в год количество сокрытых инцидентов неуклонно растёт: если в 2019-м было установлено 590 сокрытых несчастных случаев, в том числе 208 с летальным исходом, то в 2024 году — 1608 сокрытых несчастных случаев, из них с летальным исходом — 348.

Согласно статистическим данным Роструда, число сокрытых несчастных случаев в 2024 году превышает аналогичные показатели 2020 года на 171,6%, в том числе со смертельным исходом на 57,5%. Согласитесь, что оптимизма подобная динамика столь важных социальных показателей вызывать не может в принципе.

Эксперты также отмечали некоторое снижение в 2021 году количества выявленных сокрытых несчастных случаев. По мнению Роструда, это связано с приостановкой деятельности отдельных предприятий, переводом некоторых категорий работников на удалённую работу в рамках мероприятий по нераспространению коронавирусной инфекции, а также введением моратория на проведение проверок.

Всего же удельный вес сокрытых несчастных случаев из года в год составляет свыше 11% от числа всех расследованных в течение года несчастных случаев с тяжёлым и смертельным исходом. Таким образом, значительный рост травматизма, в том числе сокрытых несчастных случаев, остаётся одной из наиболее актуальных проблем в сфере охраны труда работников.

 

В 2024 году по результатам проведённых расследований несчастных случаев государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации было направлено в органы прокуратуры и следствия 7886 (в 2023 году — 7443) материалов для рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства в связи с происшедшими несчастными случаями. По ним было возбуждено 388 (в 2023 году — 428) уголовных дел (аналогичные показатели 2021 года — 6680 и 323; 2022 года — 7478 и 320 соответственно).

Как отмечают эксперты, недобросовестные работодатели, скрывая несчастные случаи на производстве, рассчитывают уйти от ответственности, боясь проверки и уголовного преследования, а также стремятся минимизировать финансовые расходы на государственную экспертизу, выполнение мероприятий по устранению рисков, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, реабилитацию работника и прочие расходы, которые в свою очередь часто ложатся на самого работника или его родственников.

Многие бизнесмены считают, что договориться с пострадавшим проще и дешевле, чем официально расследовать происшествие. А между тем любой несчастный случай, в том числе и лёгкий, впоследствии может привести к серьёзным проблемам со здоровьем и даже к инвалидности. Отсутствие расследования несчастного случая лишает пострадавшего права на страховые выплаты, полагающиеся ему на основе Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Скрывая несчастный случай, недобросовестный работодатель не только ограничивает права работника на гарантии и компенсации, но и создаёт избыточную нагрузку на судебную систему и систему государственного контроля.

Как отмечают эксперты, ухудшение ситуации с травматизмом на производстве произошло также и потому, что в последние годы в связи с промышленным подъёмом, вызванным импортозамещением, легализовались и попали в негативную статистику многие малые предприятия промышленности и строительства.

Рост числа случаев сокрытия травматизма и смертности на производстве также связан чаще всего с деятельностью малых предприятий, которые нередко оформляют людей на работу нелегально и страховые взносы за них не платят. Поэтому им выгодно заплатить травмированному человеку небольшие откупные из своего кармана и уговорить по-тихому уволиться. А в случае смерти работника — выгоднее один раз откупиться от родственников, чем платить официально и постоянно страховые взносы за работника.

Картину охраны труда существенно дополняют сведения Социального фонда Российской Федерации (СФР), который производит выплаты пострадавшим. Эти данные несколько отличаются от тех, что приводят минтруд и Росстат, но зато они соответствуют совершенно конкретным инцидентам, по которым проведено расследование и осуществлены денежные выплаты.

По данным СФР, число пострадавших при несчастных случаях на производстве в последние годы неуклонно растёт:

— в 2020 году число пострадавших при несчастных случаях на производстве с лёгким исходом составило 24172, с тяжёлым исходом — 3251, со смертельным исходом — 1277;

— в 2021 году число пострадавших при несчастных случаях на производстве с лёгким исходом составило 27018, с тяжёлым исходом — 3603, со смертельным исходом — 1530;

— в 2022 году число пострадавших при несчастных случаях на производстве с лёгким исходом составило 25610, с тяжёлым исходом — 5035, со смертельным исходом — 1643;

— в 2023 году число пострадавших при несчастных случаях на производстве с лёгким исходом составило 24650, с тяжёлым исходом — 5134, со смертельным исходом — 1666;

— в 2024 году число пострадавших при несчастных случаях на производстве с лёгким исходом составило 26512, с тяжёлым исходом — 5426, со смертельным исходом — 1836.

Весьма красноречивую статистику также публикует Международная организация труда (МОТ). По данным МОТ, по позиции «производственные травмы со смертельным исходом» (fatal occupational injuries) на 100 тыс. работников с показателем 5,3 Россия в 2023 году (когда было проведено самое свежее исследование) занимает 79-е место в мире. Она уступает не только ведущим индустриальным государствам и тем, у кого промышленности практически нет (и поэтому почти нет смертей, связанных с работой на предприятиях), но и таким странам, как Армения, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Молдавия, Азербайджан — бывшим республикам СССР.

Из общего числа (1090 человек) погибших на производстве в 2023 году в России МОТ фиксирует наибольшее количество смертей в таких отраслях экономики (по собственной классификации МОТ), как «индустрия» — 236, «транспортировка и хранение» — 210, «строительство» — 190, «сельское хозяйство; лесное хозяйство и рыболовство» — 134.

 

Таким образом, все разговоры о том, что «дикий капитализм» 1990-х годов уже ушёл в прошлое и мы вступили в «золотой век» рыночного процветания, на самом деле оказываются рекламным блефом крупных чиновников и представителей правящей партии. Неуклонно ухудшающиеся показатели травматизма и смертности на производстве вскрывают реальное — неприглядное состояние дел.

На этом фоне непрекращающихся бравурных заявлений первых лиц об успехах в развитии экономики нелишним будет вспомнить, что именно большевики и Советская власть добились громадных достижений в деле охраны труда.

Условия труда в царской России были просто чудовищные с точки зрения современного человека. Так, в июне 1897 года под давлением массового забастовочного движения (!) царь Николай II принял закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», который ограничил время рабочего дня на фабриках и заводах 11,5 часа для мужчин, в случае работы в ночное время, а также в субботу и перед праздниками — 10 часами. Для женщин и детей — 10 часами при шести рабочих днях в неделю.

Тяжёлый, изнурительный труд, высокий производственный травматизм заставляли рабочих бороться за свои трудовые права, что проявилось в возникновении социал-демократического движения в России. В программе, принятой на II съезде Российской социал-демократической партии (РСДРП) в 1903 году, в частности, сказано:

«В интересах охраны рабочего класса от физического и нравственного вырождения, а также и в интересах развития его способности к освободительной борьбе партия требует:

1. Ограничения рабочего дня восемью часами в сутки для всех наёмных рабочих;

2. Установления законом еженедельного отдыха, непрерывно продолжающегося не менее 42 часов, для наёмных рабочих обоего пола во всех отраслях народного хозяйства;

3. Полного запрещения сверхурочных работ;

4. Воспрещения ночного труда (от 9 часов вечера до 6 часов утра) во всех отраслях народного хозяйства, за исключением тех, где он безусловно необходим по техническим соображениям, одобренным рабочими организациями;

5. Воспрещения предпринимателям пользоваться трудом детей в школьном возрасте (до 16 лет) и ограничения рабочего времени подростков (16—18 лет) 6-ю часами;

6. Воспрещения женского труда в тех отраслях, где он вреден для женского организма; освобождения женщин от работы в течение 4-х недель и до 6-ти недель после родов, с сохранением заработной платы в обычном размере за всё это время; <…>

8. Государственного страхования рабочих на случай старости и полной или частичной потери способности к труду за счёт специального фонда, составленного путём особого налога на капиталистов; <…>

11. Назначения достаточного количества фабричных инспекторов во всех отраслях народного хозяйства и распространения надзора фабричной инспекции на все предприятия, употребляющие наёмный труд, не исключая казённых (труд домашней прислуги входит также в сферу этого надзора); назначения инспектрис в тех отраслях, где применяется женский труд; участия выбранных рабочими и оплаченных государством представителей в надзор за исполнением фабричных законов, а также за составлением расценков, приёмкой и браковкой материала и результатов работы; <…>

13. Учреждения правильно организованного санитарного надзора во всех предприятиях, употребляющих наёмный труд; при полной независимости всей врачебно-санитарной организации от предпринимателей, бесплатной медицинской помощи для рабочих за счёт предпринимателей, с сохранением содержания во время болезни;

14. Установления уголовной ответственности нанимателей за нарушение законов об охране труда».

Однако лишь после победы Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года программа создания системы охраны труда начала реализоваться на практике. Одним из первых декретов Советского правительства стал декрет «О восьмичасовом рабочем дне», принятый 11 ноября 1917 года. Согласно ему, в России продолжительность рабочей недели была ограничена 48 часами труда. Причём такое решение на государственном уровне было принято впервые в мире, на тот период времени это было очень прогрессивное решение. Многие страны установили 8-часовой рабочий день значительно позже. Например, в США официальное признание 8-часового рабочего дня произошло только в 1938 году, после принятия закона «О справедливых трудовых стандартах».

С изменением государственного строя в России после победы большевиков менялось и совершенствовалось законодательство в области охраны труда. Большое значение в РСФСР уделялось вопросам государственного контроля за производственной безопасностью и охраной труда, для чего был создан в 1920 году Центральный институт труда (ЦИТ), а позже, в 1923-м, — Народный комиссариат труда (НКТ).

В декабре 1918 года был принят «Кодекс законов о труде РСФСР», который содержал запрет приёма на работу несовершеннолетних (до 16 лет) и запрет на работу женщин в ночное время в особо тяжёлых и опасных для здоровья отраслях. В 1922 году Всесоюзный центральный исполнительный комитет (ВЦИК) СССР, учитывая недостатки существовавшего КЗоТа и в связи с образованием СССР, утвердил новый «Кодекс законов о труде». В этом документе впервые было введено понятие трудового договора, что позволило юридически закрепить принцип свободы труда.

Новый кодекс содержал те же нормы по инспекции труда, а также некоторые нормы, которые были посвящены безопасности и гигиене труда. Например, согласно этим нормам, нельзя было вводить в эксплуатацию предприятия и оборудование без санкции инспекции труда, обязывалось выдавать специальную одежду рабочим и улучшать условия охраны труда. Впоследствии Наркомтруд издал нормы по технике безопасности, санитарии, правила противопожарной безопасности на производстве, правила эксплуатации паровых котлов, правила очистки сточных вод, правила безопасности горных работ и др. В соответствии с принятым КЗоТ Наркомтруду СССР впервые разрешалось проводить медицинские исследования отдельных групп работников.

В СССР были приняты важные решения, направленные на улучшение условий труда, устранение причин производственного травматизма, предупреждение профессиональных заболеваний. В 1961 году научно обоснованную программу оздоровления условий труда принял XXII съезд КПСС. В ней было записано, что «всемерное оздоровление и облегчение условий труда — одна из важных задач подъёма народного благосостояния. На всех предприятиях будут внедрены современные средства техники безопасности и обеспечены санитарно-гигиенические условия, устраняющие производственный травматизм и профессиональные заболевания».

15 июля 1970 года Верховным Советом СССР были приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде». В дальнейшем в СССР было принято значительное количество документов по охране труда, а именно: Положение о правах профсоюзного комитета предприятия (1971); Типовые правила внутреннего распорядка (1972); Положение о порядке рассмотрения трудовых споров (1974); Положения о правовой (1976) и технической инспекциях труда (1977) и др.

В это время в СССР была создана система особых льгот работающим, совмещающим работу с обучением. Если работник хотел поступить в высшее учебное заведение, то ему на период сдачи вступительных экзаменов предоставлялся дополнительный отпуск до 15 календарных дней без сохранения заработной платы. Работникам, принятым на заочное отделение вуза, предоставлялось 20 дней для сдачи экзаменационных сессий с сохранением средней заработной платы на первом и втором курсах и 30 дней на старших курсах.

Можно ли ожидать столь же внимательного отношения к человеку труда, к охране труда от современного государства, которое возникло на обломках СССР и уничтожило саму идею о приоритетности интересов человека труда? Вопрос, понятно, риторический… Сегодня главное — это прибыль, прибыль любой ценой, а любые меры по улучшению условий труда прибыль снижают. Государство самоустранилось от важнейшей функции — создавать безопасные условия труда, оно лишь пытается бюрократическими запретами и штрафами заставить тысячи и тысячи бизнесменов соблюдать правила, но сделать этого не в состоянии. Ежедневно открываются и закрываются сотни предприятий и компаний, некоторые из них исчезают, как дым, — и контролировать их никак невозможно! Причём не только в сфере охраны труда.

Известное выражение «люди гибнут за металл» — весьма точно описывает ситуацию с охраной труда в современной России.