Следующая > |
---|
Полигон в Семикаракорском районе, куда свозился загрязнённый мазутом песок, образовавшийся в результате прошлогоднего крушения танкеров в Керченском проливе, приостановил свою работу. Областной Арбитражный суд наложил вето на деятельность свалки на два месяца после проверки, проведённой сотрудниками Южного управления Росприроднадзора и природоохранной прокуратуры.
Дорогая отрава
Правоохранители подтвердили заявления местных жителей и общественников, что химические отходы сливались в вырытые на скорую руку котлованы, без необходимой изоляции. Несколько месяцев опасная жижа просачивалась в почву и грунтовые воды, но хозяева полигона продолжали настаивать на его соответствии всем санитарным нормам, наличии условий для хранения и утилизации отходов. Теперь токсичный объект признан потенциально опасным для окружающей среды Ростовской области.
В конце января большегрузы с нефтепродуктами из Анапы прибыли в расположенный на берегу Дона Семикаракорск на мусорный полигон, принадлежащий частной организации ООО «Южный город». Выяснилось, что она заключила госконтракт стоимостью в 572 миллиона рублей с министерством ГО и ЧС Краснодарского края. На выделенные бюджетные деньги компания должна была поэтапно, в течение этого года, захоронить на своей территории 52 тысячи тонн мазутного песка, привезённого за 500 километров в донской край.
Жители Семикаракорска и соседних хуторов забили тревогу в соцсетях, забросали обращениями властные структуры, направили заявления руководству района и области. Оказалось, что ещё летом прошлого года прокуратура выявила в работе полигона нарушения, которые предписывалось устранить, — в частности, отсутствие ограждения по всему периметру, фильтрации в ливнёвках, системы сбора биогаза, препятствующей выбросам загрязняющих веществ, недочёты при складировании твёрдых бытовых отходов. Но отсутствие специально оборудованной площадки для хранения отравленного мусора не помешало «Южному городу» подписать договор на полмиллиарда рублей.
Фуры с опасной поклажей из Краснодарского края продолжали прибывать на территорию огромной помойки, нефтяной песок выгружался без предварительной переработки, фактически на голую землю, сваливался в общие мусорные кучи. Коммерсанты успели завезти на злополучную свалку почти две тысячи тонн опасного черноморского груза. Ситуация накалялась. Возмущение семикаракорцев выплеснулось на улицу, они вышли на сход, полные решимости остановить опасный караван, перекрыли трассу.
На встречу с протестовавшими горожанами прибыла делегация районных и областных начальников во главе с исполняющим обязанности донского губернатора. Возмущённые граждане потребовали не превращать их родную землю в зону экологического бедствия, не усугублять и без того сложную ситуацию в районе. Врио главы региона Юрий Слюсарь дал поручение закрыть въезд фур с мазутом в Семикаракорск, накрыть уже привезённые отходы гидроизоляционным материалом, обезопасить их от ветра и попадания влаги, чтобы хоть как-то уменьшить масштабы воздействия на экологию.
Владельцев «Южного города», урвавших богатый куш, обязали подготовить и предоставить предложения по безопасной утилизации отходов. Чиновники заявили о принятии «оперативных мер, чтобы избежать загрязнения окружающей среды». Представители природоохранной прокуратуры, Роспотребнадзора и областного минприроды начали очередную проверку «прославившейся» свалки «на соответствие требованиям хранения ТКО в связи с жалобами от жителей».
Коммунальщики в роли опричников
Вроде бы проблему удалось локализовать, снизить градус напряжённости в городе. Но не прошло и месяца, как Семикаракорский райком КПРФ заявил о «фактической слежке» за активистами, общественниками, экологами, местными жителями, которые совместно с коммунистами несли круглосуточную вахту, производили контроль за утилизацией загрязнённого мазутом песка из Краснодарского края. В Компартии сообщили, что утром, 20 февраля, сотрудники мусорного оператора на спецавтомобиле «Камаз» с московскими номерами, вместо уборки города и очистки контейнеров, производили фото- и видеосъёмку у входа в здание местного отделения КПРФ. На входной двери размещалось объявление о предстоящем митинге 23 февраля, «единственное уцелевшее в городе после ночной зачистки коммунальщиков, уничтоживших расклеенные листовки и приглашения на «красную» акцию».
— Активная и принципиальная позиция граждан вызывает раздражение у тех, кто решил «заработать» на общей беде. Видимо, мусорные бароны, пригнавшие на Дон опасный груз с побережья Чёрного моря, очень боятся народного протеста, принимают все меры, чтобы жители города и района остались без оповещения о предстоящем массовом мероприятии. Однако им стоит понять, что вопрос утилизации нефтепродуктов и их хранения будет и дальше оставаться под пристальным контролем местных жителей, местного партийного отделения, Ростовского обкома КПРФ и фракции Компартии в областном Законодательном собрании, — заявил тогда первый секретарь Семикаракорского райкома КПРФ Сергей Красюков.
Челобитная президенту
Казалось, на этом инциденте мазутное дело и кончится, но спустя два месяца страсти разгорелись с новой силой, граждане забили в набат. Депутат фракции КПРФ в Ростовской городской Думе Наталья Оськина обратилась с заявлением к врио губернатора области с просьбой начать проверку и спасти донскую землю от возможной природной катастрофы: «Вас вводят в заблуждение и обманывают, если говорят, что на полигоне всё соответствует экологическим нормам. Общественные защитники бьют тревогу и присылают массово видео, на которых чётко видны огромные мазутные реки и озёра, которые принесут большую беду!»
Коммунист Наталья Оськина опубликовала в соцсетях несколько записей со злополучного свалочного объекта, снятых местными активистами. На кадрах — дымящаяся земля, глубокие траншеи с жидкими отходами чёрного и серо-зелёного цвета, растекшееся по территории зловонное пузырящееся озеро, кубические ёмкости с химическими отходами, выброшенные вместе с бытовым мусором. Были видны экскаватор, засыпающий многометровый мазутный котлован, и самосвал, выгрузивший глину рядом с разлившейся химической жижей. Авторы видео высказали опасение, что руководство семикаракорской свалки пытается замести следы своей деятельности, спрятать под насыпями токсичные отходы. И накрытый гидроизоляционным защитным материалом заражённый черноморский песок ещё не самый опасный из них.
Граждане заявили, что, по их сведениям, на полигон доставляют и складируют мусор не только донская столица и некоторые районы Ростовской области, но и регионы Южного федерального округа. В густонаселённый Семикаракорск привозят порой без необходимой документации канализационные иловые осадки, химические и биологические отходы из медучреждений, изоляционный битумный материал с трубопроводов из Краснодарского и Ставропольского краёв, из Донбасса. Их сжигают, отравляя воздух, либо захоранивают, губя сельхозугодья и орошаемые поля, заражают вредными веществами почву и грунтовые воды, питающие водоёмы и реку Дон. Кроме полигона ТБО, в районе уже который год чадит местный мясоперерабатывающий завод, также источником зловонного запаха служит изношенный городской коллектор, проложенный почти полвека назад.
Депутат гордумы выложила видеообращение активистов, записанное под стенами районной администрации к российскому президенту. Они развернули плакаты: «Увозите мазут» и «Надежда только на Вас» и попросили гаранта Конституции вмешаться в ситуацию, а также провести независимую экспертизу деятельности семикаракорской свалки. Местные чиновники, вместо оказания помощи своим землякам, не придумали ничего лучшего, как составить протокол за проведение несанкционированного митинга. А на одну из защитниц природы была подана жалоба от имени представителя администрации Семикаракорского района и возбуждено административное дело о нарушении порядка при проведении массового мероприятия.
Сама «нарушительница» обвинение в организации митинга отвергла, заявив, что власти таким образом хотят её «наказать в назидание другим», а видеообращение назвала вынужденной мерой, поскольку многочисленные жалобы жителей в правоохранительные органы и местную администрацию не приносили результатов. Наталья Оськина, в свою очередь, призвала прокуратуру и администрацию Ростовской области «остановить беззаконие в отношении граждан».
Скатертью дорожка
После обнародования резонансных материалов крик о помощи участников семикаракорского бунта был услышан, их пригласили на встречу с представителями местного парламентского сообщества, результатом которой стал депутатский запрос в прокуратуру. Граждане также предложили инициировать расторжение договора аренды земельных участков, переданных «Южному городу» в 2014 году для эксплуатации скандального полигона. На него выехала и комиссия надзорных органов «для проверки фактов возможных нарушений природоохранного законодательства, о которых сообщали жители и средства массовой информации».
В мае оперативный штаб правительственной комиссии, сформированной для «координации действий по ликвидации последствий розлива нефтепродуктов», решил вернуть мазутный песок обратно в Краснодарский край. Точное место новой площадки, «подходящей для безопасного хранения», куда токсичный груз планировалось поэтапно перевезти, не обнародовалось. Юрий Слюсарь, отслеживавший на месте передвижение большегрузов на Кубань, поблагодарил жителей за неравнодушие, поскольку договор не был согласован с донскими властями. «Если бы не ваша бдительность, может быть, здесь не две тысячи тонн грязного песка было, а гораздо больше», — прокомментировал ситуацию временно исполняющий обязанности областного губернатора.
На сегодняшний день на Дону не осталось смертоносного песка, отчитались чиновники. Компания «Южный город», подписавшая дорогостоящий контракт, отстранена от мусорного бизнеса. Она нарушила статью кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — «Ведение предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией». Ей грозят штрафы и разбирательства. Ситуацию, при которой частная компания, получив сотни миллионов рублей из государственной казны, приняла решение о размещении отравленных отходов без согласования с региональными властями и информирования местного населения, в Ростовском обкоме КПРФ назвали преступной.
Фотошоп вместо заботы о земляках
Но точку в этой замазанной дёгтем истории ставить пока рано. Возникает немало вопросов к официальным лицам района, рьяно убеждавшим земляков в отсутствии нарушений в работе площадки с «твёрдым, водонепроницаемым и заранее подготовленным покрытием», в безопасности полигона, который не был предназначен для утилизации токсичных веществ, а складируемый на нём мусор не подвергался специальной обработке.
Опровергают заверения чиновников и инспекторы Росприроднадзора, которые обнаружили на территории полигона котлованы, не оборудованные гидроизоляцией и засыпанные обычным грунтом в нарушение экологических норм. «По проекту, который прошёл государственную экологическую экспертизу, никаких ям для жидких отходов быть не должно. Компания грубо нарушила условия лицензии на обращение с отходами, проектную документацию полигона и требования природоохранного законодательства», — сообщают в ведомстве.
Надо сказать, чиновники Семикаракорска и раньше не гнушались «приукрасить» окружающую действительность. Несколько лет назад они додумались решить наболевшую мусорную проблему с помощью… фотошопа. К бравурному отчёту о ликвидации несанкционированных помоек в городе сотрудники администрации приложили фотографии, обработанные на компьютере, со стёртыми свалочными кучами.
На днях было возбуждено уголовное дело за превышение должностных полномочий в отношении заместителя главы администрации Семикаракорска. Чиновник обвиняется в том, что подписал акт приёма выполненных работ в центральном городском парке, который «был благоустроен с существенными недостатками». Коммерческая организация, занимавшаяся госзаказом, наварила на сделке 116 миллионов бюджетных рублей, полученных ею по казённому контракту.
Стало известно, что свой пост покинул и глава администрации Семикаракорска Александр Черненко, занимавший эту руководящую должность 16 лет. О причинах его ухода в отставку не сообщается, но связывают смену статуса с мазутным скандалом и судебным решением о закрытии злополучного полигона, превратившегося в Клондайк для дельцов.
Отстоявшие своё право жить на чистой земле семикаракорцы и поддержавшие их коммунисты продолжают стоять на страже экологического порядка, они готовы и впредь защищать родной край от возможного загрязнения. Пока правят бал в стране толстосумы, ставящие наживу выше здоровья людей, и чиновники, оберегающие интересы барышников, нужно держать ухо востро.